Контрперенос в гештальтпсихотерапии.

Понятия переноса и контр-переноса возникли в психоанализе. Гештальтпсихотерапия упрощает эти понятия, и рассматривает с точки зрения теории контакта. Исходя из этой теории можно рассматривать фон терапевта, фон клиента или атмосферу взаимодействия клиент-терапевт.

Таким образом, все, что терапевт говорит клиенту есть контрперенос. В практике нужно понимать, что есть полезный контрперенос и препятствующий контрперенос.

Полезный контрперенос – терапевт развивает отношения с клиентом в сессии, клиент решает свои проблемы в реальной жизни. При препятствующем контрпереносе – терапевт заменяет жизнь клиента, своей жизнью, возникают зависимые отношения и изменений в жизни клиента не происходит.

Все, что происходит в сессии, все про терапевта. Чувства в сессии вызывает терапевт. Все переживания терапевта – это контрперенос.

Правильно расставленные вопросы ведут к необходимому результату и пониманию процесса контрпереноса.

Терапевт обязан задавать себе вопросы:

«Кто я рядом с клиентом сейчас?»

«Что есть в клиенте кроме того, что есть и во мне и моих проблемах?»

«Что со мной происходит? И как это в жизни клиента?»

«Какие отношения возникли с клиентом?»

«В какие отношения клиент приглашает?»

При этом стоит помнить всегда, что есть всегда третий вариант из двух ответов и терапевту стоит выбрать тот вариант где нет собственного опыта.

Признание фактической реальности – в сессии, а затем клиентом в своей жизни основная задача психотерапии. После признания собственной реальности и честных ответов на вопросы: «В каком периоде жизненного пути я нахожусь?», «Какое окружение вокруг меня? «, только после этого возможны изменения в жизни клиента.

Задача терапевта поймать чувство или переживание, которое клиент не осознает и из него сделать интервенцию. Терапевт постоянно отражает, ищет новое переживание клиента. И в этом основная ценность психотерапии. Именно поэтому человек сам не может себе помочь.

Задача терапевта дать клиенту энергию для жизни. Жизнь, для клиента, это совершение поступка или действия в сессии, а потом в своей реальной жизни.

 Источники контр-переноса.

  1. Феноменология: реалистичные реакции и ответы клиента (вид клиента, мимика, интонация голоса, микродвижения)
  2. Реакции терапевта на перенос клиента. Необходимо отметить, что перенос динамический процесс и более широкое понятие, чем проекция , включает понятия контакта и нарушений на границе контакта.
  3. Реакции терапевта на ответы клиента. Любые темы, которые вызывают сложности у терапевта. Например : гомосексуальность, развод или другое.
  4. Характерные реакции и ответы терапевта. С клиентом возникают привычные способы поведения терапевта. Если терапевт привык конкурировать в своей жизни – терапевт будет конкурировать с клиентом.

            Препятствующий контрперенос делает не чувствительным терапевта к какой-то области отношений с клиентом или заостряет на ту область, которая для клиента неважна.

           Препятствующий контрперенос имеет ряд особенностей. Контрперенос может привлечь клиента для самоутверждения. Если терапевт сам справится не может, а клиент это делает за него – основной признак этого.Препятствующий контрперенос может привести к тонким намекам терапевта, которые может реализовать клиент.

            При препятствующем контрпереносе возникающее между терапевтом и клиентом сексуальное возбуждение подменяет доверительные отношения и безопасность.

            При препятствующем контрпереносе, клиент не получает ответа на свое переживание и тогда клиент делает так, чтобы терапевт испытал ту же боль и ужас, которую клиент испытал в детстве, например.

           Взаимоотношения в жизни терапевта напрямую проецируются на отношения с клиентом.

 В заключение необходимо отметить важность регулярных супервизий для терапевта, для распознания и работы с собственным препятствующим контрпереносом.

Обсуждение закрыто.