Цикл контакта и механизм прерывания контакта в гештальтерапии

Реальность – она объективна и она субъективна, в зависимости от наших интересов.

            Представьте себе фантазию: лето, ясный солнечный день и поле с пшеницей…. Могу предположить, что для фермера, хозяина поле с пшеницей это в первую очередь – урожай, для художника это может сюжет для картины, для влюбленных – романтическое место. Думаю, что у вас возникла своя собственная яркая картина связанная с пшеничным полем. Наши фантазии – связаны с удовлетворением наших потребностей поэтому наше воображение и рисует разные картины.

            Одна их задач гештальт терапия – выяснение потребностей человека, которые он не осознает.

            В сеансе психотерапии психотерапевт выявляет как клиент удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности.

Поэтому терапевт может задать вопросы:

Вопросы задаются с целью акцентирования внимания на ощущения в теле.

            Физическое тело и психологическая личность – это единственные два инструмента познания как психотерапевта так и клиента.

В гештальттерапии приняты следующие понятия и термины:

Потребность – это то, с чем клиент пришел, глобальная проблема в жизни клиента. Обычно эта потребность в фоне (бессознательном) и постепенно проявляется в процессе терапии.

Запрос – это желание, здесь и сейчас. Запрос «здесь и сейчас» является проявлением внутреннего сознательного или бессознательного процесса.

Феномен – это то, что происходит во время сессии между терапевтом и клиентом: движения тела, микро – движения (моргания глаз например или качание головой), инотонации, громкость и сила голоса. Все важно и имеет значение.

Задача терапии – выявить повторение одного и того же действия (запроса), дать возможность получить новый способ удовлетворения потребности клиента. Длительный процесс от 20 и более сеансов.

Следует отличать потребность от запроса.

Безопасность — клиент должен себя чувствовать безопасно – и это задача терапевта.

«Дикий» клиент – клиент без опыта терапии, с острой проблемой. Необходима вводная сессия, задача благоприятно к себе расположить и обеспечить безопасность на протяжении первых сессий.

Контакт – откровенный диалог «по душам», встреча двух сердец, терапевта и клиента, выявление потребности человека во внешнем мире.

Разделяются следующие фазы контакта: 

Или

Фазы цикла контакта

1. Преконтакт

Контакт со своим внутренним полем. В этой фазе происходит опознавание потребности через чувства, ощущения, переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).

2. Контактирование

Контакт с внешней средой – терапевтом. Поиск возможности удовлетворения потребности в этой среде, или понимание невозможности удовлетворения в этой среде. А также дифференцирование — насколько возможно удовлетворение, а насколько нет. При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск — от кого/чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.

3. Финальный контакт, ассимиляция

Встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности

4. Постконтакт

Ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.

5. Сопротивление

На этапе преконтакта возможно сопротивление как терапевту так сопротивление клиента самому себе. Как работать с сопротивлением, будет рассказано отдельно.

            На этапе преконтакта терапевту необходимо — умение находить контакт, дистанцию с клиентом, необходимо — слушать интонацию и наблюдать за происходящими феноменами.

Психотерапия – это обмен, я существую когда я не один. Когда есть социум.

Психотерапия это исповедь – без отпущения грехов.

Психотерапия это граница между тобой и мной. Когда я встречаю тебя и мы говорим.

Реальность определяется нашими интересами и потребностями. В зависимости от наших интересов мы формируем реальность.

Мы смотрим как человек удовлетворяет или не удовлетворяет свои потребности в контакте, и как в жизни.

В психотерапии есть два инструмента в работе:

шеринг – рассказ об ощущениях

браунинг – знакомство в парах

Одна из важных задач психотерапевта это выбор дистанции – удобно, не удобно, близко или далеко, а так же научиться находится рядом и сопереживать. Возможность предоставить свое искренне присутствие одна из задач психотерапевта.

.

Важно: делать паузы и слушать клиента.

Рекомендуемая схема (алгоритм) работы с клиентом.

Выявление запроса

Установление преконтакта

Выявление потребности

 Достижение остальных фаз контакта

Подведение итогов.

            Все было бы просто если бы потребность клиента была понятна и не было бы нарушений на границе контакта с потребностью.

НАРУШЕНИЯ НА ГРАНИЦЕ КОНТАКТА ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ПОТРЕБНОСТЬЮ ВО ВНЕШНЕМ МИРЕ

1. Интроекция    

            Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат. jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов). Термин был предложен в 1909 году венгерским психоаналитиком Шандором Ференци.

            Описание механизма, пример.

Мама кормит ребенка кашей, а ребенок не хочет , но учится заглатывать потому, что нужно. Ребенок не понимает нужна ему каша или нет. У ребенка – нет сил сопротивляться.  Но так как его постоянно кормят, воспринимает кашу как свою. В конечном итоге ребенок воспринимает желание есть кашу – как свое собственное.

Мы заглатываем информацию – без анализирования и воспринимаем как свою собственную.

Лозунг : «Работа – тяжелый труд» — и мы идем и тяжело работаем.

Должен, надо, необходимо – это глаголы интроекции.

В конечном итоге ребенка начинает тошнить от этой каши и он начинает рвать, но так как считает, что есть кашу – его собственное желание – не понимает причину тошноты. Задача психотерапевта – выявлять такие интроекции.

«Ты — успешен !», «Ты — можешь !», «Ты — Лидер !».

Это лозунги бизнес тренингов. В результате этих тренингов возникает всплеск энергии, а потом ее недостаток. Как результат, человек нуждается в постоянных дополнительных дозах интроекции.

Упражнение на выявление интроектов:

В парах поговорите, вспомните детство. Вспомните — что хотелось делать, а про что говорили – должен. Пять минут проговорить партнеру : «Я должен……, «Я хочу……» и провести анализ.

2. Проекция

«Все мужики сволочи, а бабы стервы» , «Все  вокруг враги и обманщики», все кроме меня. – это лозунги проекции.

Психотерапевт – почти всегда родительская фигура и у клиентов часто возникают проекции на психотерапевта – как проекции на родителей.

Пациент – проецирует отношения в семье на терапевта и терапевту важно слушать свое тело, а не разум.

3. Конфлюэнция или слияние

Когда рождается ребенок – у мамы возникает ощущение целостности с ребенком:

«Я —  есть продолжение тебя».

Примеры конфлюэнции: Ромео и Джульетта, слияние с системой, с предприятием.

Здоровое слияние, это когда нет зависимости от другого.

Слияние и зависимость это одно и тоже.

Кофлюэнция второго рода – нахожусь в слиянии со своими чувствами, нет чувства насыщения. Человек не может понимать, что происходит.

 4.  Ретрофлексия – проекция наоборот .  Я хочу сделать это тебе, а делаю себе. Хочу тебя убить, а убиваю себя. Выражается телесно, через психосоматику.

5. Профлексия  — делаю подарки другим, хотя хочу получать сам

6.  Дефлексия – когда у человека на простой ответ нет однозначного ответа. Распыление энергии, пустое философствование или размышления.

Пример дифлексии: Если бизнесмен не завершил одно, взялся за другое – будет иметь много маленьких, но не прибыльных бизнесов

7. Эготизм – тяга к совершенству, контроль над собой – не возможность  расслабляться . Усиленный контроль над собой

8. Девалютизация – обесценивание , все ничтожества или я ничтожество. Проще обесценить себя, чем ценить.

Нарушения на границе контакта:

1. Преконтакт — конфлюэнция.

2. Контакт — проекция , интроекция

3. Финальный контакт  — ретрофлексия, дефлексия

4. Постконтакт – эготизм, девалютизация, конфлюэнция

Обсуждение закрыто.